Имя московского художника Алексея Зеля (1944-2017) хорошо известно любителям прикладного искусства. Более 40 лет он работал с нетрадиционным для русского (да и мирового) стеклоделия кварцевым стеклом. Многолетний упорный труд позволил ему разработать широчайший диапазон способов обработки этого материала. Cочетание таланта художника и мастера-виртуоза в одном лице позволило создать произведения, не имеющие мировых аналогов. Творения Алексея Зеля признаны экспертами самого высокого уровня, а в 1993 г. ему было присвоено звание «Народный художник России».
Детство и юность
Алексей Зеля родился 1 августа 1944 г в интеллигентной московской семье, где любили искусство и высоко почитали науку. Его отец – офицер, потомок дворянского рода, мама имела педагогическое образование. С раннего детства Алексей был восхищен богатством и красотой окружающего мира, его увлекало наблюдение за природой – во время летних каникул юный натуралист часами просиживал в поле, наблюдал за работой паучка, отмечал и классифицировал птиц в своем дневнике, изучал растения. Три года службы в армии не изменили его устремлений – свободное время Алексей уделял подготовке к вступительным экзаменам в университет. Ни у кого не было сомнений в том, что в будущем он станет ученым-биологом.
С внушительным багажом знаний Зеля пришел на первый курс биофака МГУ, где легко нашел общий язык с однокурсниками. Однажды, на летней практике он познакомился с Ольгой, скромной и обаятельной москвичкой, студенткой младшего курса. Их встреча стала переломным моментом в судьбе Алексея. Скорая женитьба и рождение дочери привело к решению бросить университет и пойти работать – его высокие моральные принципы не позволили переложить ответственность за содержание семьи на плечи родителей. Подходящая работа нашлась на Московском Электроламповом Заводе, где вчерашнему студенту предстояло освоить профессию стеклодува, а точнее кварцедува. Здесь началась новая биография Алексея Зеля — художника.
Становление художника
Позитивное отношение к событиям, произошедшим в его жизни, помогло Алексею быстро освоить новое дело. Производство кварцевых ламп – процесс штучный, не требующий суеты. Работа мастера точна и спокойна, можно даже сказать – медитативна. Опуская очередную заготовку в пламя горелки, Алексей погружался в свои мысли. Живое воображение уносило его из тесной заводской мастерской в прекрасные уголки живой природы, восстанавливая ее до мельчайших деталей. Не оставила равнодушным и сама работа.
С первых дней на заводе Зеля поддался магии, раскрывающейся при плавлении кварцевого стекла, проникся любовью к его способностям отражать и передавать свет, тонкой пластике этого удивительного материала. В свободное между сменами время он начал экспериментировать со стеклом, выплавляя из него одиночные фигурки животных. На выставке «Стекло Зеля» ранние работы представлены миниатюрами «Носорог», «Такса», «Лама», «Ушастые ежи». Глядя на местных заводских умельцев Алексей заинтересовался созданием подсвечников. Уже став признанным мастером Алексей время от времени возвращался к ним, воплощая в простых формах новые фантазии. Так от простеньких подсвечников «Ампир» (1979) началась целая серия произведений, среди которых и искусные по технике исполнения, как девятисвечник «Латгальский» (1984) и сложные художественно-композиционные работы, как «Рябинка» (1988), «Виноград» (1988), «Святая Русь» (1989).
Совершенствуя свою технику, Алексей Зеля обратился к более сложным формам – корзинам и кораблям. Корзины с цветами – испытание на чувство композиции, корабли – своеобразный тест на мастерство. О парусном флоте стоит сказать особо – бриги, каравеллы, фрегаты, галеоны… наверное, и сам автор затруднился бы ответить, сколько их было сделано в 80-90-е годы. Начиная с простых одноцветых моделей, таких как «Галеон» (1982), до композиций, грандиозных по масштабу идеи и воплощения – «Паруса России» (1989).
В этот период творчества художника замечают «наверху». На заводе «Хроматрон» специально для него строится мастерская, где он начинает работать на правительство. Правда, пока безымянным художником. Кремль от лица страны дарит его работы различным политическим деятелям, среди них президент Франции Франсуа Миттеран, премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер, премьер-министр Швеции Улоф Пальме, а один стеклянный корабль «уплыл» аж на Филлипины. Ну и конечно сами члены политбюро тоже не остались без подарков, на каждый день рождения высокого руководства заказывался сувенир. Алексей вспоминает: «принцип у них был простой: «мальчикам» — корабли, «девочкам» — корзинки. Ничего другого не требовалось». О судьбе многих своих работ художник не знал, его имя не упоминалось, однако все это компенсировалось одним большим преимуществом: в свободное от госзаказов время Алексею Зеля было разрешено творить на себя. Здесь он начинает экспериментировать с цветным стеклом, хотя, среди доступных материалов, у него пока имеется только желтый и белый (расширить палитру он сможет в более поздние годы).
В полной мере Алексей Зеля реализует свой талант в сюжетных композициях. Они становятся эталоном мастерства и художественной фантазии автора. И это не удивительно – в них нашла выход любовь к творениям природы. Наконец Алексей смог воплотить все знания, полученные в детстве и юности. Изображая цветы и растения, насекомых и птиц художник всегда досконально точен вплоть до мельчайших деталей. К ранним сюжетным работам можно отнести «Поганки» (1982), «Белые хризантемы» (1982), «Зимнее утро. Горностай» (1983), «Лиса и виноград» (1985), получившие широкое признание у экспертов и поклонников творчества Алексея Зеля и ничем не уступающие по зрелости более поздним произведением. Одну из любимых композиций автора – «Прикосновение» (1987) – можно отнести к автобиографичным. На ней отображено первое знакомство мальчика Алеши с зимним лесом и его обитателями.
Первые персональные выставки
Перестройка, начавшаяся в нашей стране во второй половине 1980 годов, принесла изменения в судьбы многих советских людей, в том числе и Алексей Зеля. В 1988 г году он вступает в кооператив, обустраивает новую мастерскую и начинает развивать выставочную деятельность. К этому времени на счету у Алексея участие в одиннадцати выставках (1980-1986 гг), в основном в составе групп самодеятельных художников – студентов Заочного народного университета искусств (А. Зеля окончил ЗНУИ в 1982 г). Первая персональная экспозиция открыла свои двери в 1988 г на ВДНХ и была отмечена золотой медалью комплекса. Кстати, и в советский период и в эру перестройки участие Зеля в выставках неизменно отмечалось наградами и дипломами «за выдающиеся достижения в декоративно-прикладном искусстве, создание уникальной техники обработки кварцевого стекла и серии художественных композиций» (цитата из диплома «Артиады народов России» 1995-1999 гг, в которой Алексей Зеля отнесен к Высшей лиге Гильдии профессионалов в области декоративно-прикладного искусства). С тех пор прошло уже более 150 выставок в городах России и Украины (в том числе в Государственном Эрмитаже, Третьяковской Галерее, Манеже, Доме Правительства), которые посетили сотни тысяч зрителей.
Редко, когда творческий человек имеет способности (и желание) к организаторской деятельности, не имел их и Алексей. Поэтому с 1990 г. ответственность за выставки взяла на себя верная спутница жизни. К тому времени, Ольга, успешно закончив биофак, получила научную степень и работала в НИИ, который сильно лихорадило в «переходный период».
Первые персональные выставки принесли художнику славу, посмотреть на шедевры из стекла шли и завсегдатаи художественных салонов и неискушенные горожане, уходили же неизменно очарованные красотой и явной уникальностью увиденного. Однако успех не вскружил голову художнику, а лишь еще больше стимулировал на создание новых произведений. Надо сказать, что Алексея Зеля никогда не изводили так называемые «муки творчества», на его рабочем столе всегда можно было увидеть 2-3 неоконченные композиции, находившиеся в работе, а в голове их были десятки!
В эти годы художник работал наиболее интенсивно, за короткий период были созданы такие популярные композиции как: «Бонсай» (1988), «Каракумы весной» (1989), «Аквариум» (1989), «Порыв» (1990), «Длиннохвостые синицы» (1992) и др.
Популярность 90-х годов принесла новые предложения, порой самые невероятные (например, художнику предлагали жить и работать в Швеции, продать все работы японцам и прочее в подобном роде), а также новые заказы. Все предложения иностранцев Алексей отметал из чувства патриотизма, мол работы его обладают русской душой и понять их по настоящему может только русский человек. А вот за интересные заказы брался. Например, для победительницы международного балетного конкурса им Чайковского Алексей изготовил композицию «Танцующий эльф» (1990), а для благотворительной ассоциации «Доброе сердце» создал одноименную корзину – один из экземпляров вручили на церемонии награждения Ролану Быкову, а его близнеца можно увидеть на выставке.
Параллельно с творческой деятельностью Алексей Зеля углубился в исследования. Прозрачный, желтый, белый – три типа кварцевого стекла и всего два цвета… Слишком мало для реализации идей! Художник изучает специальную литературу, варит новые смести, тестирует их, записывает результаты. В нем опять просыпается ученый, а мастерская становится похожа на лабораторию. Результат этого труда поражает – красный, зеленый, синий, розовый, голубой, плюс различные варианты переливающихся покрытий для прозрачного стекла. Новые достижения тут же воплощаются в художественных композициях: «Настенная тарелка» (1990), «Коралловый риф» (1991), серия пасхальных яиц (1990-1994), серия «Бонсаи» (1990-1992), серия «Орхидеи» (1995-1998) .
Последние 20 лет жизни Алексей Зеля жил в своем доме в Подмосковье, где на первом этаже была оборудована мастерская. За период плодотворного творчества им было создано более 200 композиций, что позволило составить коллекцию авторских работ художника. Большая ее часть была представлена на двух передвижных экспозициях, путешествующих по России. Как и прежде организацией выставок и транспортировкой стеклянных шедевров художник занимался вместе со своей супругой Ольгой.
Отдав лучшие годы любимой работе, с выходом на пенсию Алексей Зеля стал больше времени уделять себе и своей семье. С детства его влекли путешествия в дальние страны, так он побывал с женой во многих уголках мира: в Эквадоре и на Галапагосских островах, Суматре, Камбодже, о-вах Фиджи, Зимбабве, Ботсване, ЮАР, Филлипинах и многих других.
28 марта 2017 г Алексей Зеля скончался в своем загородном доме на руках у любящей супруги.
Алексей Зеля не стал ученым-биологом, но стал Народным художником России. Это звание он получил в 1993 году за вклад в развитие декоративно-прикладного искусства и необыкновенное мастерство, которого он добился самостоятельно. Поэтому имя Алексея Зеля можно с полным правом отнести к той замечательной плеяде гениальных самоучек, которые прославили нашу землю.